Регионы

ГОРОД ВЫХОДИТ НА ЛЕД

Журнал "Такие дела", takiedela.ru. Текст: Мария Бобылёва. Фото: Василий Колотилов. 26 декабря 2016, 14:50

Маленький Данилов на севере Ярославской области не спивается и не вымирает - он играет в хоккей: четыре взрослые, две детские команды и собственный чемпионат -  для российского города с населением 15 тысяч человек это, мягко говоря, необычно.

Двухэтажные купеческие дома XIX века, белые каменные торговые ряды, белый же компактный храм с колокольней. И много пушистого снега повсюду — реагенты тут не используют. С наступлением темноты на улицах исчезают люди и машины, только фонари яркими светодиодами освещают пустые заснеженные улицы. Данилов лег спать пораньше, чтобы на утро проснуться бодрым к своему главному событию.

Розовощекий трехлетка субботним днем на 15-градусном морозе кричит что есть силы. Он еще толком не научился выговаривать слова и не совсем понимает, что происходит на льду. Но радостно подпрыгивает, сжимая в руках маленькую клюшку, он счастлив, и ему совсем не холодно. В команде «Автомобилист» играет его папа. Малыш кричит свои кричалки на протяжении всех трех периодов игры.

Это открытие 11 хоккейного сезона в Данилове. Событие важное не только потому, что хоккеем живет весь город, дети и взрослые. Но и потому, что, наконец, чемпионат будет проходить на новом хоккейном корте. Еще год назад это казалось мечтой. Раньше, когда команды из других городов приезжали в Данилов, то всегда удивлялись двум вещам: как много собирается болельщиков, и какая убогая деревянная хоккейная коробка. Но сначала не было и ее.

 

Коробка для рабочих

В советское время главным предприятием города был завод деревообрабатывающих станков, при нем в 1970 году построили хоккейную коробку для рабочих. Через 20 лет Советский Союз развалился, завод закрылся, а коробка заросла кустами и мусором. За 15 лет кусты выросли и почти превратились в рощу, но тут пришли мужики.

«Нас было человек шесть, и мы хотели играть в хоккей, — вспоминает Александр Поцелуев, капитан команды «Локомотив». — Сначала мы пришли в администрацию города и попросили восстановить коробку, но нам сказали «приходите завтра». Мы поняли, что никто коробку восстанавливать не собирается, и начали все делать сами». Все расчистили, кусты выкорчевали, мусор вывезли, построили деревянные бортики, залили лед.

Потом позвали друзей, разбились на две команды и стали играть. Играли хаотично, менялись игроками, но постепенно так втянулись, что захотелось делать все по-настоящему. Зима пролетела незаметно.

К следующему сезону задумали расширить корт, снова пришли в администрацию, снова услышали «приходите завтра». Денег не было, поэтому опять стали все делать сами. Среди игроков нашлись сварщики, плотники, жестянщики. Заброшенную «стекляшку» — бывший магазин напротив коробки — переделали в раздевалку. Желающих играть становилось больше, создали уже три постоянные команды — «Автомобилист», «Викинг» и «Медведь». Провели первый чемпионат с судейством, календарем и кубками. На открытие пришли сотни людей. Трибун не было, вокруг коробки были просто сугробы, в них и стояли зрители. Формы тоже не было, игроки были одеты кто во что горазд, иногда было сложно отличить, кто за кого играет.

На следующий год добавилась четвертая команда — «Ястребы», а «Викинг» переименовался в «Локомотив», так как большинство игроков были железнодорожниками. Стали покупать форму.

Так и играли каждый год между собой, а в 2009 году собрали сборную и помимо своих чемпионатов стали выезжать в другие города. Через два года приняли участие в открытом чемпионате Костромской области среди ветеранов. Еще через год начали играть в ночной лиге 40+ в Ярославле, отыграли два сезона.

Чем больше ездили, тем очевиднее становилось — чтобы продуктивно тренироваться и не проигрывать соперникам, нужно строить настоящий полноразмерный хоккейный корт. «Так мы и ходили каждый год и выпрашивали администрацию, но с главами города все время не везло — один охотник, другой рыбак, и никому не было дела до хоккея, — вспоминает Александр. — Иногда собирались с районными депутатами, но все ограничивалось предвыборными обещаниями».

После таких встреч у игроков опускались руки. Годы шли, чиновники сменяли один другого, все что-то обещали, но ничего не менялось. Пока не появилась женщина.

 

Императрица

Она бодро идет по улицам города и со всеми здоровается. Буквально со всеми. Ее знают продавцы, таксисты и прохожие. С работы до дома она ходит пешком, и иногда дорога занимает два часа, хотя идти десять минут. Часто приходится останавливаться и слушать, что у одного сломался забор, у второго проблема с водопроводом, у третьего перед домом асфальт треснул.

Наталье Косихиной 44 года, два года назад ее выбрали мэром Данилова. «Вообще, я всегда была учителем младших классов и ни о какой другой карьере, тем более во власти, никогда не думала», — говорит Наталья. Но после того как она выиграла конкурс «Учитель года», глава Даниловского района позвал ее в администрацию возглавить департамент по делам молодежи.

Это был апрель 1995 года, Наталья выпускала четвертый класс и недавно вышла замуж. Планировала заводить детей, а не идти во власть. К тому же в семье все были против, мол, не женское дело. Но, выпустив детей и подумав летом, решилась и в августе пошла в департамент. Работала сначала там, потом в администрации Данилова. Пока ее не уволили за то, что она публично защитила начальника местного ЖЭКа, которого осудили за разворовывание денег на строительство канализации. Наталья знала, что его подставили чиновники свыше, и выступила в местной газете. После этого ее уволили.

Поработав наемным чиновником в мэрии, она поняла, как много нужно городу, и как мало делается, и что можно по-другому. Кандидатура молодой, энергичной женщины приятно отличалась от того, к чему привыкли местные жители, и она победила на выборах.

«Еще когда я работала в районной администрации, я помню, как приходили ребята и просили помочь с хоккейным кортом, а их разворачивали назад, — говорит Наталья. — Поэтому первым делом я вступила в программу по обустройству спортивных сооружений, которая была приурочена к 80-летней годовщине Ярославской области. Годовщина как раз в 2016 году».

Пока решался вопрос с кортом, женщина-мэр починила протекающую крышу в «стекляшке», восстановила из-под асфальта столетнюю булыжную мостовую в центре города, соорудила уличные библиотеки, расчистила историческую Конную площадь. И поменяла во всем городе лампы в фонарях на светодиодные. «Освещение — основная статья расходов, а у этих ламп шесть лет гарантии и срок службы — 25 лет. Да, сначала пришлось потратиться, но уже сейчас у меня 60% экономии в бюджете», — говорит Наталья. Сэкономленные деньги можно тратить на что-то другое. Например, на бесплатную хоккейную форму для детских команд.

Здание мэрии находится в одном из бывших купеческих домов. В кабинете Натальи скромный ремонт с ламинатом и огромная сохранившаяся печь XIX века, облицованная белой плиткой. А из окон вид на неоновую вывеску «Императрица». Так называется новый торговый центр с магазином «Магнит» и гибридом пиццерии и суши-бара. Когда ТЦ только строили, и вывеска еще была занавешена полиэтиленом, знакомые Натальи намекали, что название дано неспроста. До сих пор многие шутят на эту тему.

Вопрос с кортом решился в феврале 2016 года, когда отмечали десятилетие хоккейного чемпионата. Был большой праздник, приезжали спортсмены и чиновники из области. В том числе депутат Госдумы Александр Грибов, который тогда избирался от Ярославской области. Он помог пробить проект корта, и к августу открытая площадка размером 30 на 60 метров была построена.

Зима в этом году самая холодная за все 11 лет чемпионата. Но хоккеисты только радуются, потому что начали тренироваться раньше обычного. Поначалу было непривычно — большой размер и ровный лед, за шайбой не угонишься. Но к хорошему быстро привыкли. Правда, основная печаль хоккейных энтузиастов никуда не делась.

 

Достучаться до небес

Оказывается, зимы у нас короткие и теплые. Даже на севере Ярославской области. Стабильный лед на открытом корте держится два месяца — январь и февраль. Это значит, что тренироваться можно только в это время. Еще выпадают дни, когда снегопад или мороз минус 30. Для чемпионата этого в принципе достаточно, но хоккеисты волнуются не о нем, а о детях.

В Данилове две детские команды: «Дина» и «Локо». В них мальчишки разных возрастов, но самые старшие в седьмом классе. На их тренера Александра Махова молятся все в городе — от мам и коллег-хоккеистов до мэра. У него строгая дисциплина и своя методика. Он оборудовал в «стекляшке» детский класс-раздевалку, там доска с мелом, выигранные кубки, и после каждой тренировки разбор полетов. Тренировки каждый день, а по выходным соревнования. Летом вместо хоккея играют в футбол. «Мои дети должны понимать, что это не какая-то секция, куда сегодня пришел, а завтра не пришел. А скорее, спортивная школа, где все серьезно», — говорит Александр.

Но ни системный подход тренера, ни усердие и талант хоккеистов никогда не сделают из детей профессионалов, если они будут тренироваться два месяца в году. Борис Атаджанов, капитан команды «Медведь», был первым детским тренером в Данилове. Десять лет назад он собрал 30 мальчишек шести лет и начал их тренировать. Сначала играли у себя, потом вывозили детей в областной центр. Обыгрывали команды из Переславля, Рыбинска и Ярославля. Участвовали в открытых первенствах на приз клуба «Локомотив», возвращались с призовыми местами. Но через несколько лет все это кончилось.

Пока команды из того же Ярославля тренировались на закрытом корте 10 месяцев в году, у даниловских детей было только два месяца открытого льда. «А хоккей — это прежде всего практика, — говорит Борис. — Сначала они были наравне с другими, но потом с каждым годом разница в технике чувствовалась все сильнее, и сделать с этим ничего было нельзя. Нам просто негде было тренироваться круглый год».

Сейчас тем детям по 16 лет, и многие из них играют во взрослых командах Данилова. Но никто не стал профессиональным хоккеистом. То же самое ждет и подопечных Александра Махова, если в Данилове не построят крытый корт.

Мэрия Данилова уже подала пакет документов в федеральную целевую программу по развитию спорта. Новому губернатору Ярославской области ее тоже презентовали. Данилов готов разработать проект крытого ФОКа, в мэрии уже наметили площадку для него на месте бывшего футбольного поля. Там готовы все коммуникации, рядом бассейн и уже существующий открытый корт. «Наша задача — достучаться до небес. Но мы стучим», — говорит Александр Поцелуев. Ему сейчас 60, и он уже несколько лет хочет передать свой капитанский пост кому-нибудь помоложе. «Но с новым кортом разве перестанешь играть? А если появится закрытый, то придется вообще до 80 играть!»

Анна Андрейцева среди остальных мам вглядывается в суматоху на льду. Открытие 11 чемпионата начинается с детских соревнований. У нее в команде «Локо» играют два сына, семи и девяти лет. И еще племянник вратарем в команде соперников «Дина». Летом два года назад старший увидел, как Александр Махов проводит тренировку на футбольном поле, и заявил, что тоже хочет играть. Потом привел за собой двоюродного брата. Младший со временем тоже захотел. Дети тренируются каждый день, а на каникулах вообще в две смены. «Я за них спокойна, потому что с ними наш Саша Махов», — улыбается Анна.

«Мы посчитали — у нас в Данилове 360 мальчиков пяти-шести лет, а мы хотим еще собрать ребят из трех соседних районов — Первомайского, Любимского и Пошехонского, — говорит Борис Атаджанов. — Чтобы все тренировались на будущем крытом ФОКе. А у нас было бы соглашение с ярославским клубом «Локомотив», чтобы оттуда приезжали селекционеры и смотрели детей. Вдруг найдутся новые будущие Овечкин с Малкиным. Представляете, сколько детей мы вытащим из подворотни и из неблагополучных семей».

Это еще одна причина, по которой взрослые хотят развивать детский хоккей. У Александра Махова 60% учеников — дети из неполных и малообеспеченных семей. Обучение бесплатное, форма тоже. «Командный вид спорта и дисциплина очень хорошо развивают личность ребенка, — говорит Александр. — Они каждый день тут со мной после школы, а не шатаются неизвестно где».

«В свое время я на себе поняла, как важно, чтобы подросткам было куда выплескивать энергию, — говорит Наталья Косихина. — У меня есть старший брат, и я помню, как в подростковом возрасте он ходил по краю. Связывался с плохими компаниями. Мама очень переживала и не могла дождаться, когда его заберут в армию». С годами все обошлось, и сейчас брат Натальи уважаемый семьянин с детьми и внуками, но она до сих пор вспоминает то неспокойное время. Поэтому для нее развивать детский хоккей — личная история.

Обшарпанные стены, старый продавленный диван, тусклый свет и чай в термосе. Гул серьезных мужских голосов, а за фанерной стеной — оживленных детских. В этой маленькой «стекляшке» в маленьком заснеженном городе кипит жизнь. И мечта. Эти мужчины уже многое сделали и верят, что смогут еще больше.

Загружаю данные...