Партнеры
Песня про Зайцева: «Буду забивать, пока бьётся сердце!»

Невероятным историям жизни участников Ночной Лиги нет предела. Каждый год на Финале Фестиваля в Сочи собираются удивительные люди: сторожа, водители, учителя, рабочие, бизнесмены, полицейские, директоры филармонии, космонавты и даже командующие всем российским флотом. И все они играют в хоккей. Каждая новая история готова затмить предыдущую - настолько уникальны жизненные пути героев нашего «ночного» хоккея. Но после рассказа Владимира Зайцева, нападающего краснодарского «Динамо» из дивизиона «40+», нового члена Клуба Макарова, хочется задаться одним вопросом: есть ли предел человеческому таланту?
У него своя конюшня. Он мировой рекордсмен по метанию гранаты на точность. И изобретатель инновационной клюшки. У него три высших образования. Он построил у себя дома хоккейную тренировочную базу и уже вошёл в Клуб Макарова. Его история, как ледовая площадка, на которой постоянно идёт интереснейший матч, и время от времени, но неизменно, звучит: «Шайбу забросил Владимир Зайцев, номер 12-й»!
- Во время вручения звезды Клуба Макарова кто-то из ваших товарищей сказал мне, что у вас три высших образования? Это правда?
- Да. Первое - высшее танковое командное училище, командир танковой роты в звании капитан, второе - Олимпийская академия, преподаватель физической культуры, и третье - юридический институт, судебно-адвокатский факультет. Получается, я капитан, юрист и тренер. А в прошлом профессиональный спортсмен. Путешествовал по миру в составе сборной СССР и сборной России: мастер спорта по военным троеборью и пятиборью.
- Ничего себе! Любители-хоккеисты, оказывается, спортсмены-профессионалы?! Расскажите, как вы достигли таких званий?
- В 17 лет я уехал в военное училище, а там попал в сборную СССР и сборную России: за Советский союз выступал в военном троеборье, а за Россию в военном пятиборье.
- А что входит в военное пятиборье?
- Стрельба из крупнокалиберной винтовки, полоса препятствий, плавание с препятствиями, метание гранат на точность и дальность и 8-километровый кросс по пересечённой местности.
- Всё понятно кроме плавания с препятствиями…
- Рассказываю. В бассейне натягивается дорожка: прыгаем с тумбочки, проплываем над бревном - под бревном, так же с плотом, потом 55 сантиметров над водой платформа, мы её преодолеваем, прыгаем с неё и плывём ещё 50 метров. Как-то так.
- Но ведь это вообще не рядом с хоккеем… Как вы из военного пятиборья перешли на лёд?
- Это произошло не сразу. Спустя два года, как я закончил со спортом, мне стало скучно. Бизнес-бизнесом, но хочется ещё чем-то заниматься. Сначала думал тренировать людей, но оказалось, что это дело неблагодарное. Они взрослеют, меняют интересы: пепси-кола, семья, дети. И тут я как-то увидел скачки. Сразу зацепило! Я поехал посмотреть на дубайские соревнования шейхов, в Англии тоже побывал. Потом закупил лошадей и начал их тренировать. Это было ещё когда я жил в Челябинске. Потом выступал в Москве, выигрывал призовые места.
- Подождите, вы сами были жокеем?
- Нет, как тренер. Я слишком тяжёлый для жокея: он должен быть до 60 килограммов вместе с экипировкой. В Челябинске, где я начал этим заниматься, было холодно, а дорожка, по которой бегают лошади, в идеале вообще должна быть песчаной. Иначе животные получают много травм. Поэтому я переехал жить в Краснодар. И уже там меня поглотила Ночная Лига.
- Вы начали играть в хоккей с нуля?
- Нет, я в детстве катался во дворе, тогда жил во Владимирской области. Но не более того.
- А сегодня вы уже один из лидеров краснодарского «Динамо» в Сочи. Каково это?
- Всегда большая ответственность вести команду за собой. Приходится в два раза больше бороться, тренироваться. Всё своё свободное время отдаю самосовершенствованию: катание, бросковая подготовка, владение шайбой. Вот и результат.
- Помогаете советом товарищам? Вы, похоже, на этом собаку съели…
- Да, я свою тренировочную базу всегда предлагаю друзьям - пожалуйста, занимайтесь. Всем, чего я достиг, что осознал - я делюсь. Я думаю, каждый мужчина всегда должен к чему-то стремиться и достигать новые цели. И победы, и поражения очень важны. Теперь моё всё это хоккей: если говорить про Сочи, то здесь сейчас вся страна, и мы уже почти с каждым знакомы.
- А что за собственная система подготовки?
- Раньше, когда я метал гранаты на точность, я достиг уровня рекордов мира. Сейчас это помогает мне понять все нюансы при броске шайбы. Я очень хорошо это делаю: бывает, за одну тренировку выполняю от 300 до 1000 бросков. А тренировок в неделю пять. К сожалению, из-за того, что нет постоянной ледовой практики, в игре, в динамике мне сложно бросать так же результативно, как я это делаю с места на своих тренировках. Лёд в Краснодаре, конечно, есть, но он же платный: в первую очередь тренировка команды, на индивидуальные занятия времени не остаётся. Сейчас ищу возможность, чтобы эту свою систему подготовки перенести из дома на лёд - со статики в динамику.
- Если я правильно понял, с места вы вообще бросаете без промаха?
- Практически. Вот, недавно был случай: в Златоусте играл товарищеский матч в составе «Звезды» из Чебаркуля. А до этого показывал ребятам видео, как я дома тренируюсь, и они меня пригласили дать мастер-класс. И это несмотря на то, что у нас в команде были хоккеисты из челябинского «Трактора». В общем, поставили вратаря, метр из-за «усов», десять шайб. Результат - девять голов и одна штанга. Трибуны в шоке, все аплодируют, а соперники говорят: да ну, дескать, всё подстроено. Я говорю - ставьте своего кипера. Они поставили, а результат тот же - девять из десяти. Хоккеисты «Трактора», которые видели это своими глазами, не могли поверить, что это возможно.
- Может, у вас клюшка волшебная?
- Ловкость рук, и никакого мошенничества, как говорится. Но доля истины в ваших словах есть. Я сам изготовил крюк, отправил его в «Fisher», и по моему образцу сделали клюшку. Такую, как я хочу.
- Это, наверное, дорогое удовольствие?
- Да бросьте! Шесть тысяч рублей от трёх штук. Но самое главное, что я сделал, это ручка клюшки. По этому поводу даже была целая история в Краснодарском крае. Мне запрещали играть, потому что соперники жаловались, что я очень много забиваю. Дескать, всё это из-за моей клюшки с изобретёнными крюком и ручкой. Тогда я обратился к главному судье Ночной Лиги Александру Зайцеву: он рассмотрел вопрос и принял решение, что никаких правил она не нарушает.
- Что за ручка такая необычная, из-за которой весь сыр-бор?
- Если интенсивно и много тренироваться, то новые краги выдерживают одну неделю. Торец клюшки острый, и он продирает ладонь. Во всём мире все хоккеисты мучаются с этой проблемой. Из-за этого постоянно дырка в ладошке. И что получается: 100 бросков, и всё - мозоль. И не можешь дальше бросать. Я долго думал, что с этим делать и придумал рукоятку с вырезками под пальцы. Она идеально ложится в ладонь и не натирает. Я уже три года играю, и ладошка целая.
- Звучит, как изобретение Илона Маска!
- Мы всё равно к этому придём, вопрос только когда. И если Россия будет законодателем мод в этом деле, а не канадцы, будет здорово. Мне вообще многие советуют - патентуй! Но я не против, чтобы все этим играли, мне с этого денег не надо. Вот, Дамир Жафяров из нижегородского «Торпедо» уже начал закруглять рукоятку клюшки: это была, скажем так, начальная версия того, что есть сейчас. Так что только вопрос времени, когда дойдут до моего варианта.
- История про клюшку, конечно, космическая, но, говорят, помимо этого у вас дома ещё и настоящая хоккейная тренировочная база?
- Ну, это немножко громко сказано. На втором этаже дома просто сделал спортзал: там и тренажёры для скольжения, например, есть, и ворота. Я поставил голкипера резинового, сделал отверстия по углам и внизу и тренирую броски. Если погода плохая - дома, если хорошая - во дворе. Там ещё одни ворота стоят. Залил бетон, положил на него лист фанеры и вперёд. Сейчас уже фанеру на пластик заменил.
- Просто невероятное отношение к хоккею. Получается, всё, о чём мы сейчас говорим, и привело вас в Клуб Макарова?
- И-мен-но! (проговаривает по слогам). Тренировки, тренировки и ещё раз тренировки. Причём, не только практические, но и анализ, конечно. Когда вся жизнь в спорте, всё время стараешься мыслить аналитически, вносить коррективы в подготовительный процесс. Я, например, считаю, что детей в нашем хоккее учат бросать неправильно.
- Как это?
- Ну, вот прихожу я в школу «Трактора» и смотрю, что от них требуют. Они учат детей бросать сильно. Всё время говорю, что это неправильно: нужно учить детей бросать точно. А сильно они бросят потом, когда вырастут. Когда им шайбу дадут большую, когда вырастут руки…. Они их учат переносить вес тела с ноги на ногу, заряжать, как из лука. Ну, неправильно! Если ребёнок будет заточен под попадание в цель, то метнуть сильно, когда подрастёт, он сможет. А наоборот очень вряд ли. Вообще молодой организм, до 15 лет, нельзя заставлять работать на максимум дольше 40 секунд. У нас об этом предпочитают забыть, поставив во главу угла результат.
- Хоть и говорите, что тренировать людей дело неблагодарное, а тренер внутри вас рвётся в бой!
- Есть немного. Просто, казалось бы, основные вещи, да и с ними проблемы. Вот, к примеру, измерение уровня молочной кислоты в крови: это же база для получения информации об усталости спортсмена, его выносливости и так далее. У нас все привыкли проводить диспансеризацию раз в год, но это ведь ни о чём не говорит! Я даже у своих лошадей беру этот анализ в самый разгар тренировки. А так на тренировке бы получили данные, проанализировали, в сменах на игре подгадали и перестановки сделали. Но ни в одной хоккейной школе этого нет.
- Возвращаясь к вашему достижению в любительском хоккее: когда начинали играть в Ночной Лиге, могли подумать, что в один прекрасный день войдёте в Клуб Макарова?
- У меня не было задачи попасть в этот элитный список. Была цель научиться играть в хоккей. Раньше я просто бегал по льду, а теперь владею какими-то финтами, вижу площадку, думаю в игре. Конечно, очень приятно, что звезду члена клуба я получил из рук того, чьим именем этот клуб назван. Пока была возможность, улучил момент и спросил у Сергей Михайловича, какое на его взгляд самое эффективное упражнение для тренировки ног в хоккее…
- С ума сойти! Другой бы на вашем месте автограф просил, а вы, даже оказавшись рядом с легендой, не забываете о саморазвитии!
- Так кого же спрашивать, если не таких мастеров? (усмехается)
- И что вам ответил Сергей Михайлович?
- Он посоветовал мне велосипед. Сказал, что лучше ещё ничего не придумали.
- Домой-то о награде уже сообщили?
- Обязательно. Это интервью хочется оставить детям, внукам. Всё-таки уже 40 с хвостиком. А награда, конечно, очень приятная. Всегда особые ощущения, когда твои труды оцениваются. У меня 150 шайб было давно, сейчас уже около 200. Но останавливаться на этом я не собираюсь. Считаю, что необходимого уровня мастерства я ещё не достиг. Думаю, что лет через пять, я уже покажу мастер-класс и на Фестивале в Сочи.
- Как думаете, сколько шайб сможете забросить за карьеру?
- Буду забивать, пока бьётся сердце!