Регионы

Судьи Ночной Лиги Юрий Новожилов и Валерий Шмелёв: «Помогите! Спасите! У меня муж тонет!» - будто турецкого султана из моря выносили

Михаил Юрьев, Пресс-служба Ночной Хоккейной Лиги 24 мая 2019, 15:00

Хоккейные арбитры - полноправные участники любого матча. Но если от игроков требуется на льду быть яркими, запоминающимися, то для рефери задача обратная; чем неприметнее судья на льду, тем выше качество его работы. Ошибся человек в полосатом свитере, случился скандал - он главный антигерой. А если судейская бригада отработает безупречно - о ней иной раз и не вспомнят. Восполнить пробел и исправить несправедливость призван сегодняшний рассказ. Тем более, что его герои стали в Сочи героями не только на ледовой площадке.

Юрий Новожилов и Валерий Шмелёв - сложившаяся бригада, не первый год обслуживающая матчи Ночной Хоккейной Лиги. Их взаимопонимание и взаимодополнение таковы, что ответы на вопросы не разделяются на персональные, а являются общими, данными практически обоими разом.

- Как становятся хоккеистами-любителями, в принципе, понятно. А как приходят в судейство любительского хоккея? Расскажите.

- Я в судейство пришёл, можно сказать, нежданно-негаданно. Собрался однажды поиграть в хоккей, а там у другой группы матч, первенство области. Судья один, напарник почему-то не прибыл. Он ко мне: «Посуди со мной». - «Да отстань, не буду, нафиг мне это надо?!». - А, вроде, уж всё равно приехал. Ну, вышел один раз, посудил. После матча этот арбитр: «Хорошо получается у тебя. Вливайся». И мне, признаюсь, как-то понравилось. Вот так и пошло, поехало. Десять лет уже занимаюсь этим.

- Спорт в вашей жизни давно появился?

- В юности занимался автоспортом. В армию уходил кандидатом в мастера.

- А хоккей?

- В детстве, как и все, гонял во дворе. Молодёжь сегодня, наверное, улыбнётся, когда узнает, какими клюшками мы орудовали. Гнули верхушки новогодних ёлок после каникул, мотали изолентой, и так играли. Одна «коробка» на пять пятиэтажных домов - вся ребятня день-деньской на ней.

- Конёчки были у вас?

- Сначала на ботинках носились, «прощай, молодость». Затем обулись в коньки-«хоккешки». Модные «канадки» были только у одного парня; коричневые, кожаные. Вот такая история. Вернулся после армии, играл понемногу на открытых площадках. Плотно погружаться в хоккей начал десять лет назад, когда построили первый во Владимире крытый корт с искусственным льдом.

- В детстве за кого болели?

- Особых клубных пристрастий не было. Нравились яркие личности. Такие как Александр Якушев.

- Не могу не спросить про то, как вы с коллегами на днях спасли на море тонущего мужчину. Об этом только вокруг и говорят - ребята из Ночной Лиги человека спасли.

- Утром шли с коллегами на работу вдоль моря (все участники и организаторы Финала Фестиваля живут в «Сочи Парк Отеле», откуда до ледовых арен или автобусами и микроавтобусами Оргкомитета, или пешком - по самой набережной). Мы с Валерой Шмелёвым, Станиславом Воробьёвым и Александром Тарановым. Вдруг женщина откуда ни возьмись: «Помогите! Спасите! У меня муж тонет!». Смотрим, мужик в воде, голову уже запрокидывает, на самолёты смотрит, и волна его накрывает. Бросились в воду, давай мужика хватать. А он, во-первых, тяжеленный, грузный, хорошо за центнер весит, килограммов 130 точно. Во-вторых, когда человек без сознания, мышцы расслаблены, его ещё сложнее ухватить. А этот вдобавок кремом от солнца обильно намазался, выскальзывает, как тюлень. Ухватили, наконец, тянем. А жена с берега голосит: «У него эпилепсия, приступ, нельзя тащить за волосы или лицом вверх, язык в горло западёт. Только на боку или в сидячем положении». А как это в море сделать? Кое-как вчетвером приноровились; будто турецкого султана, сидящего на руках, выносили.

- Нахлебался воды бедолага?

- Хлебанул, да. Но повезло, что жена его вовремя тревогу забила. Ещё бы раз его волной накрыло, утянуло подальше от берега - там уже последствия могли быть другими. А тут мы вчетвером рванули в воду, успели, выволокли.

- Тёплых дней ещё толком не было. Вода, небось, холодная?

- Для нас нормальная. Откровенно сказать, в таких ситуациях на подобные мелочи внимания не обращаешь. Я, допустим, в коралловых тапочках шёл, а Валера Шмелёв прямо босиком шуранул, голыми пятками по камням. Выбрались на берег, уложили, тут бабушка-старушка из отдыхающих сразу инициативу в свои руки взяла, видимо, медработник в прошлом. Вскоре задышал мужик, задвигался, а там уже и «скорая» подоспела.

- В общем, живой?

- Живой, слава Богу!

- А в ледовой практике случались у вас подобные ситуации?

- Нечасто, но бывает, это же хоккей. Вот, скажем, на этом же Фестивале, буквально пару дней назад - «Ариадна» с «Аргусом» встречались - костромскому вратарю шайбой шлем пробили. Я игру остановил, подъезжаю, смотрю: дыра в шлеме. Парень в шоковом состоянии, ещё не понимает, что произошло. Вроде бы в игре, но я вижу, что он уже поплыл, глаза неадекватные. Дал паузу, чтоб очухался человек. Объяснил ему, как действовать в подобной ситуации, что нужно руку поднять, дать сигнал арбитру, мол, требуется остановка. Но, вообще-то, многие игроки в любительском хоккее плоховато Правила знают. Поэтому не ждём, игру останавливаем глядя по ситуации, если видим, что человеку помощь нужна, если возможна травма.

- Слабое знание Правил игроками - большая проблема любительского хоккея?

- Ну, как проблема? Это данность. Люди играют в хоккей по велению сердца, по зову души, в свободное от работы время. Наверное, не всегда у них есть лишний час тщательно изучать все нюансы. Главный судья Ночной Лиги Александр Зайцев чётко ориентирует нас на то, что мы должны раскрывать ребятам тонкости Правил, объяснять свои решения. Вчера матч обслуживали: команда в меньшинстве, а вратарь взял с ворот поехал водички попить. Это две минуты. Удалять его, три на пять оставить? Подъехал к лавке: «Ребят, это что такое?» - Они сидят, глазами хлопают, из всей команды только двое, оказалось, Правила знают. За голову схватились: «Ой, нельзя же! Сейчас мы ему, дураку, скажем». Или ещё недавний случай, играла одна кавказская команда. На сменке выскакивает на лёд шестой полевой, а тот, кто на лавку уходит, овладевает шайбой в этот момент. Чистое нарушение численного состава, две минуты. Капитан горцев - парень южный, эмоциональный, горячий - начал арбитра руками хватать. Это десять минут, судей трогать нельзя. После матча поговорили, разъяснил ему всё, помирились.

- Судьи Ночной Лиги ведь не используют для принятия решений видеопросмотры?

- По Регламенту нет. После игры СДК может рассмотреть тот или иной эпизод. Для переквалификации нарушения или, например, отмены наказания. В прошлом году была история, выходящая за рамки разума. Один несдержанный лежащему сопернику лезвием конька умышленно ударил в область головы и шеи. Картина страшная. После видеоразбора эпизода на СДК нарушителю вместо изначальных 5+20 выдали пожизненную дисквалификацию. Потому что произошедшему нет ни объяснения, ни права на повторение.

- Как правильно гасить конфликты, неминуемо возникающие в игре между рефери и командами?

- Судейство - это, в первую очередь, дипломатия. И только потом карающий меч. Нужно разговаривать. Остановить игру, пообщаться с тренером, капитаном. Мы с Валерой постарше многих коллег, может быть, поэтому не спешим карать большими удалениями. Нам проще не казнить, не унизить, а поговорить, погасить конфликт в зародыше.

- Судьи - такие же люди. А ошибаются, как известно, все. Свою самую памятную оплошность припомните?

- Ошибаются, разумеется, все. И мы не исключение, случаются «пенки». Важно, чтоб они не повлияли на результат.

- Вы во время Финала Фестиваля живёте в том же отеле, что и все участники. Узнают вас хоккеисты без шлема и полосатого свитера?

- Узнают, подходят, общаются вполне доброжелательно. Особенно игроки из «40+». То костромские зовут в компанию, то ярославские, то владимирские. Приятно. Значит, есть контакт. Значит, не зря работаем (смеются).

Загружаю данные...