Регионы

Максим Викторов: «В «Медвешчаке» и сборной Хорватии меня всё устраивало»

Текст: Виталий Нестеров (NToIH)
Москва, группы «В» 16 сентября 2020, 11:00

Региональный представитель Ночной лиги в Москве (группы «В») и главный тренер ряда любительских клубов Максим Викторов в эксклюзивном интервью канадскому порталу nationalteamsoficehockey.com рассказал о жизни в Хорватии и о местном хоккее в 90-ых.

Мы публикуем перевод английской версии интервью информационного ресурса, который рассказывает о событиях, происходящих в мире хоккея на различных континентах, исследует интересные, актуальные и специфические темы развития хоккея, ищет и рассказывает истории об игре, жизни, работе игроков, тренеров и управленцев. 

- Максим, почему Хорватия?

- В Хорватию играть за «Медвешчак» я уехал в середине 90-ых годов (кажется, в сезоне 96-97) по приглашению Юрия Николаевича Новикова - известного тренера, как в России, так и в мире. С ним я был хорошо знаком, так как играл у него в команде «САБ-Спартак» года за два до переезда.

(«САБ-Спартак» - вторая команда московского «Спартака. Максим Викторов являлся лучшим снайпером и нападающим клуба. 47 игр. 39 очков: 23+16. (прим. ред.)

Новикова пригласили работать главным тренером загребцев, и он позвал меня с целью усиления состава. Подумав, я согласился. Тогда в России было не всё так однозначно и с хоккеем, и с жизнью. Моё поколение спортсменов помнят невысокий уровень зарплат, и выезд за рубеж на более выгодные условия считался хорошим решением.

Приехав в Хорватию, я познакомился с другими хоккеистами из России, некоторых я ранее знал. В основном это были «ветераны», молодежи практически не было.

В «Медвешчаке» отыграл три сезона, а со второго на третий сезон мне было разрешено играть за главную команду Хорватии. Из россиян до меня в ней был, кажется, только Геннадий Горбачев. Если это так, то я, получается, второй хоккеист из России в истории хорватской сборной.

Геннадий Горбачев принимал участие в чемпионатах мира за сборную Хорватии в 1994, 1995 и 1996 годах. Горбачев был лучшим бомбардиром турнира в 1996 году. (прим. ред.)

В Хорватии я провел три года, был тренером в системе «Медвешчака», сыграл на чемпионате мира и уехал в Россию. Были приглашения в разные российские команды, но не сложилось. Где-то не подходил под тренерскую концепцию, где-то мешали «медицинские показатели». Пришлось сделать небольшую паузу, после которой вышел на лёд в форме новочебоксарского «Сокола».

Уже будучи игроком этой команды я поехал на свой последний чемпионат мира в составе хорватов. В том же сезоне вернулся обратно на половину сезона в «Медвешчак». Было в планах сыграть за «хорватские цвета» на четвертом ЧМ, но не поехал. Давали знать старые спортивные травмы, появились новые «болячки». Я принял решение закончить карьеру.

- Что такое хорватский хоккей в 90-х?

- Он с 90-х по 2020-й, в целом, не изменился. Я регулярно слежу за хоккеем в этой стране, знаю ситуацию изнутри, так как имею хорошие отношения со спортивным директором одного из клубов и с президентом другой команды, да и регулярно сам бываю в Хорватии.

В 90-х там было четыре клуба, в которых играли и русские, и словаки. Было немного чехов. В то время был ряд ограничений по количеству легионеров в командах. В этом клубе собирали лучших хорватских хоккеистов, так как у загребцев есть своя победная история, и на каждый сезон они ставили одну задачу - побеждать. Из иностранцев были я, Горбачев и один словак. Потом кто-то приезжал, кто-то уезжал.

Общий же уровень профессионального хоккея невысокий. По нашим меркам его условно можно назвать «полупрофессиональным».

Несмотря на то, что спорт в Хорватии развит очень сильно, хоккей немного отстает. И я понимал, что если хочу продолжать играть на хорошем уровне, то надо постоянно тренироваться. Поэтому много занимался самостоятельно - поддерживал себя в форме.

Мы играли и в международных лигах, в которых были заявлены команды Словении и Венгрии. Эти страны рядом с Хорватией. Международные краткосрочные турниры и чемпионаты были делом типичным.

В целом, от спортивной жизни и просто жизни в Хорватии у меня только положительные впечатления. По тем временам зарплата была побольше, чем в России. Было комфортное проживание… Прекрасный климат… Добрые люди.

Я, кстати, быстро влился в коллектив. Команда меня приняла, тем более я показывал хорошие результаты. После первого сезона руководство клуба предложило остаться на следующий сезон, а вот Юрий Николаевич на тот момент уже уехал в «Крылья Советов». Он меня звал к себе - в «Крылья», и я поехал на «просмотр» - на Кубок Мэра Москвы, но… Не сложилось. Вернулся обратно к морю и солнцу, где меня ждали, где всех все устраивало - что мы побеждали, что были чемпионами, а я был лучшим игроком по спортивным показателям.

После второго сезона мне сказали: «Давай оставайся у нас и на следующий сезон, а мы тебе дадим гражданство, будешь играть за сборную». Согласился. Хотя у меня был вариант ещё со Словенией - с «Есенице». Там играл Сергей Столбун. Он меня звал, но я отказался, так как всё устраивало в «Медвешчаке», да и договоренность была в плане игр за главную команду Хорватии.

Получил гражданство и поехал на ЧМ. Это была еще одна интересная страница моей жизни.

- Расскажи, пожалуйста, поподробнее о сборной Хорватии.

- Игры за сборную практически не отличались от игр за клуб. В клубе и в сборной на меня, как на легионера, всегда возлагали большие надежды. Вот мне и приходилось «тащить» всю команду. Старался соответствовать статусу и не подводить.

Конечно, мне помогали одноклубники из «Медвешчака». Мы были уже сыграны, и на том уровне, что у нас был, у сборной было достаточно сил, чтобы обыгрывать серьезных соперников.

Мы адекватно оценивали свои силы. Сверхзадач перед нами не ставили. Главное - не «вылететь» в группу ниже, по возможности «зацепиться» за медали.

Я играл на трех турнирах: в группе «С» - в Нидерландах в 1999 году; в группе «С» - в Китае в 2000. В Китае мы, кстати, получили повышение, заняв третье место, и в 2001 году сборная играла в IB в Словении. Медаль за третье место у меня хранится в «домашнем музее».

- Какие сейчас отношения с хорватским хоккеем?

- В Хорватии у меня всегда складывались хорошие отношения как с игроками, руководством клуба, так и с людьми из «околохоккея».

Я много лет уже дружу с Марином Миляком, хоккеистом, спортивным управленцем, доктором (он, кстати, был врачом «Медвешчака», который играл в КХЛ). Я познакомился с ним, когда он еще был игроком «Загреба». Мы и сейчас общаемся дистанционно, видимся, когда я бываю в Хорватии и общаюсь с его родителями, с его семьей.

Марин - прекрасный человек с большим опытом работы управления в хоккее. Сейчас он работает в «Загребе» тренером и спортивным директором. В прошлом сезоне под его руководством клуб впервые за много лет (кажется, впервые за 36 лет) стал чемпионом Хорватии и прервал гегемонию «Медвешчака».

- Каково состояние хорватского хоккея в целом?

- Сейчас профессионального «Медвешчака», как мы знаем, не существует, работает только школа и молодежная команда. Как будут складываться дальнейшие сезоны местных чемпионатов и зарубежных «вояжей» хорватов из-за проблем с финансами и из-за коронавируса - непонятно.

- Что у тебя с хоккеем сегодня?

- Я неоднократно получал приглашения работать тренером в Хорватии, но сейчас у меня другие задачи, связанные с проектом в Москве. С этого сезона я являюсь региональным представителем Ночной хоккейной лиги в столице России - занимаюсь организацией московского чемпионата.

Загружаю данные...